О Храме

Храм Всемилостивого Спаса в с. Нововолково Рузского городского округа Московской области

Относится к: Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Информация

Адрес: МО, Рузский р-н, д. Ново-Волково
Статус: действующий
Язык богослужений: церковнославянский
Настоятель: иеромонах Варахиил (Власов)
Престольные праздники:
  • Всемилостивого Спаса — Август 14 [по н.с.]
  • Владимирской иконы Божией Матери — Сентябрь 8 [по н.с.] (Перенесение иконы), Июль 6 [по н.с.] (избавление Москвы от нашествия хана Ахмата), Июнь 3 [по н.с.] (память спасения Москвы от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.)
  • Петра и Павла — Июль 12 [по н.с.]

Из истории

Населенный пункт Ново-Волково в прошлом село Спасское, Дуброво тоже Рузского уезда. В ХVIII веке в селе Дуброво существовала усадьба, принадлежавшая помещику М. В. Сушкову. На его средства в 1754 году на близлежащем погосте была построена деревянная Спасская церковь. В начале XIX века (1808 или 1809 годы, точная дата неизвестна), рядом с деревянным храмом началось строительство кирпичной церкви. Ее храмоздателем был новый владелец села надворный советник Петр Борисович Белавин. К 1812 году полностью были завершены апсида и трапезная, а храм доведен до уровня окон второго этажа. Война с французами надолго приостановила строительство церкви. Вскоре после ее окончания умер П. Б. Белавин, а его наследник, по-видимому, не имел достаточных средств для продолжения работ. В 1821 году, по инициативе епархиального начальства поручик Григорий Петрович Белавин, унаследовавший усадьбу, получил указ достроить церковь с привлечением церковных сумм и пожертвований прихожан в срок от трех до пяти лет. Однако работы были начаты только в 1823 году. Для обжига кирпича разобрали сначала колокольню деревянной церкви, а в 1826 году — сам храм. Строительство кирпичной церкви из-за недостатка средств велось с большими перерывами до 1853 года, когда окончательно удалось завершить храм и колокольни. Строительство их возобновилось после обследования здания архитекторским помощником Пиотровским в 1843 г., велось на средства почетного гражданина Н. И. Лысенкова. Престол главного храма был освящен во имя Всемилостивого Спаса, престолы теплых приделов — во имя Владимирской иконы богоматери и апостолов Петра и Павла. В 1862 году на средства купца III гильдии П. Н. Лысенкова надстроили третий ярус колокольни. В 1896 году в церкви проводился ремонт.

 Перестройки и утраты: К северному фасаду трапезной примыкает кирпичная пристройка, к углам здания — деревянные сараи. Кровельное покрытие храма сорвано. На алтаре и трапезной кровля заменена. В ротонде храма сделано межэтажное перекрытие. Убранство интерьера не сохранилось. Большая часть штукатурной поверхности со стен утрачена. Полы частично выломаны. Плоское перекрытие притвора сильно прогнило. Вход в подвал засыпан. В помещения под алтарем и храмом снаружи пробиты дверные проемы. Западный дверной проем колокольни растесан. Реставрационные работы не проводились.

Описание памятника: Спасская церковь расположена примерно в километре восточнее села. Кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание, с белокаменными деталями декора, выстроено в стиле классицизма. Церковь, поставленная на высоком полуподвале, имеет продольно-осевую композицию, которая складывается из высокой двусветной ротонды храма, равновеликих пониженных квадратных объемов алтаря и притвора,

широкой двухпридельной трапезной и трехъярусной столпообразной, с квадратными ярусами колокольни. Архитектура памятника обладает характерными для классицизма строгими, лаконичными формами. Широкая гладкая лента антамблемента, членящая ротонду храма на два яруса, переходит на алтарь, притвор, трапезную и первый ярус колокольни, зрительно объединяя все части здания в композиционное целое. По верху стен проходят белокаменные венчающие карнизы, обладающие скромным, упрощенным рисунком. Первый ярус храма и трапезная украшены равномерно расставленными узкими пилястрами с профилированными белокаменными, капителями. Во втором ярусе ротонды этим пилястрам соответствуют более короткие, достигающие высоты перемычек окон и объединенные между собой скромным антаблементом. Окна с полуциркульным верхом обрамлены аркатурой из тонких бровок. Окна первого яруса здания прямоугольные с белокаменными подоконниками и деревянными дощатыми перемычками. Над окнами помещены небольшие круглые медальоны и ромбовидные впадины. Нижний ярус колокольни гладкий, два верхних украшены пилястрами. Третий ярус, надстроенный в 1860-х годах, решен в единых стилистических формах со всем зданием и отличается лишь более тонкой и тщательной профилировкой белокаменных карнизов. Оси фасадов выделены небольшими фронтонами. Ротонда храма перекрыта полусферическим куполом, алтарь — крестовым сводом. В притворе, трапезной и в двух нижних ярусах колокольни плоские потолки. Верхний ярус перекрыт сомкнутым сводом. На ярусы звона вела деревянная лестница. На стенах в интерьере сохранились фрагменты поздней масляной живописи. На диагональных осях ротонды, над окнами первого света, в круглых медальонах помещены поясные фигуры евангелистов. На западной стороне ротонды, над проемом, ведущим в трапезную, написан образ Спаса Нерукотворного. Нижняя часть стен расписана под гранит. На потолке алтаря изображен Святой Дух в виде голубя, окруженный херувимами. В росписи использованы растительные орнаменты в псевдорусском стиле. Общий колорит живописи серый. Дверные проемы храма обрамлены штукатурными наличниками. В алтаре и в трапезной фрагментарно сохранились полы из метлахской плитки. В полуподвале церкви использовалось только помещение расположенное под трапезной, которое освещено двумя окнами в южной стене системой коробовых сводов, опирающихся на четыре столба. Вход в полуподвал, располагавшийся, очевидно, под колокольней, в настоящее время засыпан. Помещения под храмом и алтарем, лишенные освещения, первоначально не имели входов и не использовались. В подполье ротонды стоят четыре столба, поддерживающие балки деревянного пола. Конструкции аналогичного пола в алтаре и притворе опираются на стены подполья.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в ноябре 1980 г./

Источник: mosculture.ru